Разрабы
Инфо
У режиссера и сценариста Алекса Гарленда уникальный путь в кино. Его работы легко узнаваемы по характерным темам, по стилистике и смыслу, который он старается раскрыть. После прорывных “Из машины” и “Аннигиляции” он выступил шоураннером сериала “Разрабы” на телеканале FX, выступив […]
У режиссера и сценариста Алекса Гарленда уникальный путь в кино. Его работы легко узнаваемы по характерным темам, по стилистике и смыслу, который он старается раскрыть. После прорывных “Из машины” и “Аннигиляции” он выступил шоураннером сериала “Разрабы” на телеканале FX, выступив сценаристом и режиссером. Результатом стала почти философская притча, декорациями для которой стал реалистичный мир IT-разработки Кремниевой долины.
В названии шоу лежит загадочная команда разработки, о деятельности которой мало кто знает.
Сюжет начинается со смерти разработчика Сергея. Его подруга Лили заподозрила, что в этом виновата компания “Амайа”, в которой они работают. Завязка довольна банальная, но она запускает глубокий сюжет, в котором пересекаются темы религии, разработки, поиска внутреннего я, утраты, промышленного шпионажа, национальной безопасности и “Матрицы”. Гарленд со свойственным ему режиссерским стилем ловко лавирует между этими темами, уделяя равное внимание и прорабатывая каждую из них.
Режиссер не играет со зрителем полунамеками, не заигрывает секретами и не отправляет в параллельные реальности. Представляемый им мир вполне реален, что проявляется в окружении и словах персонажей. Особенно мне запомнилась фраза: “Инстаграм стыдит вас, а в твиттере вас унижают”. Если задуматься, так оно и происходит ежедневно, никакого лукавства.
“Разрабы” — это фантастика лишь в одной плоскости, околорелигиозной. В остальном, на месте “Амайи” можно легко представить Apple, Amazon, “Яндекс”, или любую большую IT-компанию из Кремниевой долины, с большими проектами внутри, засекреченной разработкой и высококлассными специалистами со всего мира. Разве что большая кукла посреди парка на офисной территории говорит о том, что все это немного сюрреалистично. В остальном, мир “Разрабов” — это большая проекция нашего мира.
То же самое касается персонажей: они естественны, неидеальны, их нельзя отнести к откровенным “хорошим” или “плохим”. У каждого есть свои мотивы, каждый делает что-то хорошее и не гнушается плохим, если может получить от этого выгоду. Соноя Мидзуно с каждой новой ролью у Гарленда выглядит все эффектнее и ярче. В «Разрабах» у ее Лили понятные стремления, четкая цель. Она не бросается из стороны в сторону, методично идет вперед, к правде, а в финале удивляет своими действиями и рушит все прогнозы, логичным образом завершая сериал. Такое противоречие не выглядит странным — как раз наоборот, финал не слит.
Ник Офферман представлен технологическим гением Форестом, идущим за своей мечтой и готовый ради нее на все. В первых эпизодах он кажется фанатиком, движимым идеей сделать настоящий прорыв в области разработки, но со временем его мотивы становятся более прозрачными, понятными, они вызывают совсем другие эмоции. С одной стороны, он выступает неким антагонистом сериала, но считать его таковым не получается. В какой-то момент я даже проникся его позицией и понял его цель. Она эгоистичная, но достойная и имеющая право на существование. Его персонажу сопереживаешь не меньше чем главной героине.
Единственный действительно плохой парень — Кентон, руководитель службы безопасности “Амайи”. Это форменный ручной пес, который действует на свое усмотрение и делает все, чтобы избежать ненужных утечек и сохранить тайну компании.
Также стоит выделить певицу Кэйли Спэни, которая сыграла молодого парня по имени Линдон. У персонажа не самая широкая роль, но она довольно эмоциональная и яркая. Ну и гендерное превращение смотрится отлично.
И все же больше всего цепляют не персонажи и образы, а идеи, которые Гарленд заложил. Вот основные:
- Теория мультивселенных. Наша реальность не единственная, а каждую секунду где-то в параллели происходит что-то отличающее от нашего действия “на пару сантиметров”.
- Теория что мы живем в симуляции. Коэн писал о ней не так давно, и Гарленд визуализировал это блестящим образом. Он просто показал то, о чем другие пишут трактаты. Вот только после просмотра вы задумаетесь — живой ли Вы или часть симуляции?
-
Теория того, что выбор, который мы делаем, принадлежит не нам. Вы уверены, что читаете этот текст, потому что действительно этого хотите? Что если так предначертано и просто следуете алгоритму?
Гарленд не проходит касательно по каждой из этих тем. На протяжении нескольких эпизодов он аккуратно намекает на них, встраивает их в сюжет и диалоги, а потому раскрывает перед зрителем в полной манере. Вот только режиссер не навязывает свое мнение, оставляя зрителю пространство для собственных размышлений и мнения. С помощью художественных приемов он задает важный философский вопрос, и ждет, что каждый сам на него ответит с учетом изложенного выше.
Ну а в финале происходит аннигиляция из машины.
Да-да, “Разрабы” — это логичное продолжение идей, которые были в предыдущих работах Алекса. В этот раз режиссер доводит все до конца, закрывая своеобразную научно-фантастическую трилогию, в центре которого стоит человек и превращение.
Восемь эпизодов “Разрабов” выходили еженедельно, но я “проглотил” шоу в один присест. Оно интригует, завораживает, его хочется разбивать на скриншоты и цитаты. Шоу заходит на территорию “Матрицы” и “Тринадцатого этажа” намного глубже, чем сделали авторы этих картин. При этом тут нет повторения, Гарленд продолжает идти своей дорогой, выдавая мощные сюжеты с важными мотивами. Возможно, вместе с Фиби Уоллер-Бридж его можно считать одним из самых ярких и оригинальных творцов на ТВ.
Главное, что есть в “Разрабах” — это баланс между персонажами, историей и тем, что спрятано в диалогах и картинках. Упакуйте это все в отличную операторскую работу, богатые диалоги и шикарные режиссерские решения, и вы получите новую прекрасную работу Алекса Гарленда.
Источник: shazoo.ru